Приживется ли в России альтернатива ипотеки
Запредседателя правительства РФ Марат Хуснуллин предложил альтернативу рыночной ипотеки, которая при нынешней ключевой ставке недоступна для большинства россиян. Речь идет о программе ссудо-сберегательных касс, которая хорошо развита в Германии и еще некоторых странах, но не сможет прижиться в России, уверен экономист, эксперт рынка недвижимости Алексей Кричевский, передает агентство «Прайм».Причина, почему подобная программа не подходит для нашей страны в том, что неясно, кто будет отвечать за ее реализацию и контролировать кассы.
«Можно сколько угодно описывать модель и говорить об ее преимуществах, но в любом случае она структурно будет походить на пирамиду. А за последние 5–6 лет несколько таких "кооперативов" очень шумно закрылись, причем хозяева без каких-либо мук совести спокойно выводили деньги со счетов, попутно аккуратно публикуя сообщения о том, что какой-то член этого "кооператива" вчера купил жилье или накопил на первый взнос благодаря работе компании. Хотя де-факто это были подставные лица. Обманутых на сотни тысяч рублей оказалось несколько тысяч человек», — напомнил Кричевский.
Подобный опыт граждане РФ вряд ли захотят повторить, даже при условии, что ставки по ипотеке находятся на уровне выше заградительного. Взамен эксперт предложил другой вариант, который в отсутствие всех прочих может стать интересной альтернативой жилищному кредиту — займ у крупных корпораций, которые являются работодателями своих заемщиков. Если у компании оборот более миллиарда рублей чистой прибыли, она может выдать сотруднику деньги на покупку квартиры, а заемные средства будут частично вычитаться из зарплаты. При такой схеме организация становится держателем залога, а проценты по нему будут в разы ниже, чем в банках.
«Такую модель действительно стоит опробовать, и ее спокойно потянут и банки, и нефтегазовый сектор, и металлурги, и IT-гиганты. Возможность подключиться к ней работник может получить после определенного стажа в этой компании как доказательство лояльности», — предложил Алексей Кричевский.
Эта модель тоже требует регуляции и контроля: важно, чтобы она не стала походить на «рабство», в котором сотрудник не может уволиться при возникновении необходимости. При расторжении трудового договора нужно передать экс-работнику обязательства по самостоятельной оплате долга, без вычета его из зарплаты. Можно также прописать определенную неустойку, но такую, чтобы она не легла на плечи человека тяжким бременем (например, до 5% от суммы всего долга), отметил экономист.
«Вот такой кейс действительно имел бы спрос, потому что мотивировал бы компании покупать жилье — на пользу в том числе строительному рынку. Кроме того, они могли бы дополнительно зарабатывать — через "дочку", разумеется — на своих сотрудниках. Пусть и проценты не такие "конские", как сейчас в банках, зато схема реально работала бы, а не просто существовала для видимости», — добавил српециалист.